Наш блог

От вторичной устности к визуальному Ренессансу

Вторичная устность: что общего между потешками и чатом в Whatsapp

В лингвистике, а точнее философии языка есть такое понятие, как вторичная устность. Простейший пример этой концепции – то, как мы общаемся в WhatsApp или в других чатах/мессенджерах. Недаром переписка в WhatsApp совсем не похожа на письменную речь. Она как раз-таки отличается характеристиками разговорной речи, в том числе разговорными синтаксическим конструкциями (сравните: «Ты что делаешь? – Курсовую пишу» и «Что ты делаешь?» - «Я пишу курсовую») и соответствующим выбором лексикона. Что интересно, SMS, которые медленно, но верно умирают, представляют собой как раз образцы письменной речи по лексике и синтаксису, пусть и в несколько упрощенном варианте – возможно, потому, что за каждую SMS тебе всё-таки хоть чуть-чуть, но нужно заплатить, а вот онлайн-чаты и мессенджеры можно назвать условно бесплатными.

В древних обществах культура была устной: пословицы, поговорки, былины, песни и сказания подбадривали в суровые будни, воодушевляли в бою и передавали мудрость поколений. Позднее человечество изобрело письменность - информацию можно было не запоминать, а записывать. Затем появилось книгопечатание –  скорость передачи информации увеличилась многократно, а развитие системы транспорта ускорило ее еще больше. Потом появились телеграф, радио, телефон, телевидение и наконец, интернет.

Именно радио и телефон спровоцировали начало нового витка развития культуры – голос можно было передавать мгновенно на огромные расстояния. Постепенно культура стала переходить от письменной снова к устной – но уже на другом витке развития.

Обратите внимание: практически все молодёжные субкультуры XX века завязаны именно на привязке к какому-то музыкальному стилю или направлению. На какое-то время музыка становится ведущим видом развлекательного контента, а аудиальный канал передачи информации – ключевым.

Вспомните, с чем у вас ассоциируется начало Великой Отечественной Войны? С голосом Левитана: «Говорит Москва!» Так же было и у наших прадедушек и прабабушек.

Этот этап можно сравнить со становлением системы речи как таковой в древних обществах.

С ростом популярности кино, а позднее с изобретением телевидения начинает набирать обороты визуальный канал передачи информации. Однако раскрыться в полную силу ему предстоит чуть позже.

Когда изобрели Интернет и технологию мгновенного обмена сообщениями, то вторичная устность взлетела на новый этап. При этом продолжало развиваться видео, видеоигры, кино и прочие виды визуального контента.

Визуальный ренессанс: выводим кино на новый уровень

Рискну предположить, что от виртуальной реальности мы переходим к другому этапу развития, который, правда, нельзя назвать вторичной письменностью, а можно, скорее, назвать визуальный ренессанс.

Ведущим типом контента на данный момент является видео. Я осознанно говорю именно «видео», а не фильм. Кинотеатры стремительно пустеют. Внимание современного человека настолько рассеянно, что сосредоточиться на полтора-два часа, чтобы посмотреть фильм, поколению Z, например, становится довольно сложно.

Впрочем, так было не всегда.

Мы научились смотреть кино. Где-то 50 лет назад ученые создали фильм о жизни некоего африканского племени и предложили посмотреть его одному из представителей данного общества. Фильм был снят в их родной деревне, на их родном языке.

Когда представителя племени после просмотра фильма спросили, о чем фильм, он ответил, что фильм о курице. Разумеется, фильм был совсем не о ней, а о жизни племени.

Вот тут и всплыло интересное наблюдение. Сознание человека, который никогда не видел кино, очень сконцентрировано, и из огромного потока кадров, который льется на зрителя, ему было довольно трудно вычленить главную мысль. При этом курица действительно присутствовала в левом нижнем углу экрана практически на протяжении всего фильма. Мозг представителя племени нашел самый часто повторяющийся в кадре объект и решил на нём сконцентрироваться.

Интересно, что примерно те же самые чувства испытывает человек, который погружен в виртуальную реальность. Он также оказывается буквально оккупирован целым виртуальным миром вокруг него, и вычленить здесь что-то важное достаточно сложно. Возможно, мы стоим на пороге нового зрительского опыта в будущем. Будет ли наш внимание ещё больше рассеяно? Кстати, я неоднократно обращала внимание, что когда люди смотрит контент в 360 градусов, они зачастую смотрят его, как телевизор, забывая, что слева, справа и позади тоже что-то есть. Когда же они это обнаруживают, это вызывает у них восторг!

По мнению исследователя Д.В. Галкина, электронные игры давно стали не только частью поп-культуры, но и способом выразить настроения массового сознания, а также одним из ключевых элементов современной культуры в принципе, поэтому «игры есть всегда отражение общества в данный исторический период (когда меняется культура, меняются и игры), при этом на психологическом уровне они представляют собой модели психической жизни человека социального». М. Маклюэн считает, что компьютерная игра – это расширение человека в социальном измерении.

При этом виртуальная реальность предполагает не просто очередную модель, а эффект «иммерсивности», то есть полного погружения или даже – воссоздания реальности. VR – это компьютерное моделирование 3D-среды, которая кажется человеку, взаимодействующему с ней, исключительно реальной. Человек имеет возможность оглядеться вокруг, повернув голову, и «переместиться» с помощью ручного управления или датчиков движения. Таким образом достигается эффект присутствия. Пользователю кажется, что он действительно находится в виртуальном мире.

Более того, несмотря на всю «магию» VR с технической точки зрения, его свойства в том, что касается человеческой психики, еще более удивительны, и эмоциональные, когнитивные и психологические реакции, которые мы испытываем в виртуальных мирах, в будущем фундаментально нас изменят.

Виртуальная реальность способна воссоздавать не просто пространство, а человеческую психику через образ «главного героя» VR-контента и даже успешно «активизировать» память, чем занимаются немецкие экспериментальные психологи.

Вероятно, визуальный ренессанс принесёт нам новые виды интерактивного иммерсивного контента, который выведет зрительное восприятие на новый уровень и трансформирует нас как личностей.

Хочешь попробовать виртуальную реальность с доставкой у себя дома? Напиши нам или позвони: + 7 977 101 15 40 (WhatsApp по номеру +7 916 984 51 60), anna@vrayu.club