Наш блог

Избавляемся от фобий в VR

- Нет, я туда не пойду! А-а, отпустите меня!

- Сколько баллов?

- 8, нет, 9!

- Хорошо, постой там, подыши. Так, молодец. Просто постой. Оглянись. Что ты видишь?

- Ну… я стою на жердочке… Аааа! Между двумя небоскребами!

- Ты чувствуешь под собой опору?

- Нет. Ого, а тут красиво!

- Сколько баллов?
⠀ ⠀
- Кажется, уже 7.

- Прекрасно!

Примерно так звучит диалог с Валерией. Она идет по жердочке, которая лежит между двух кирпичиков. На ней шлем виртуальной реальности, и у нее складывается полное ощущение, будто бы она прогуливается над пропастью.

Справедливости надо сказать, что это уже далеко не первое занятие Валерии. От состояния, когда она расплакалась посередине экскурсии, не найдя в себе силы взойти на небольшой холм вместе с группой, занавешивала шторы в отеле и боялась выглянуть в окно своего офиса до сегодняшней прогулки в VR-шлеме, прошло довольно много времени.

Фобия – это способ управлять своим страхом. Если я могу не летать, а мне приходится ездить на поезде – я же вроде как управляю этим? На самом деле, нет.

В работе с фобиями используется специальная система, которая включает три основных этапа. На первом этапе лечения определяется причина фобии. На втором специалист помогает пациенту полностью расслабиться. А на третьем, когда человек полностью расслаблен, он сталкивается со своим страхом. Вещи, которые вызывают страх, демонстрируются сначала постепенно, а затем темп увеличивается.

На данный момент учеными Оксфордского университа экспериментально доказано, что виртуальная реальность способна излечивать акрофобию – боязнь высоты.

Методология ученых была следующей. Медики набрали ряд взрослых старше 18 лет с боязнью высоты. Фобия была диагностирована, если участники набирали более 29 баллов по опроснику. Случайным образом с помощью компьютера участников распределяли в соотношении один к одному либо в контрольную группу, которая не проходила лечение, либо в группу, которой предстояла VR-терапия. Она включала шесть сеансов по 30 минут, которые происходили примерно два-три раза в неделю в течение 2 недель. Также участников разделили на подгруппы в зависимости от степени их страха.

Отдельная независимая группа исследователей, которая не знала, кто из участников попал в какую группу, провела три оценки испытуемых: на исходном уровне (0 недель), в конце лечения (2 недели) и в последующем наблюдении (4 недели). Первичным критерием оценки был показатель HIQ (диапазон 16–80, где чем выше показатель, тем больше степень тяжести).

В период с 25 ноября 2017 года по 27 февраля 2018 года было зарегистрировано 100 человек, из которых 49 были назначены в группу лечения с применением VR-технологий, а 51 - в контрольную группу.

Выяснилось, что спустя 4 недели у всех участников снизился страх высоты в среднем на 25 баллов (в контрольной группе – на 1 балл).

Ни одного побочного эффекта выявлено не было.

В открытом доступе есть VR-приложения для лечения акрофобии, а именно: The Climb и Ritchie’s Plank Experience.

Впрочем, одной борьбой со страхом высоты дело не ограничивается. Есть уже готовые приложения, которые призваны бороться с боязнью пауков (оно так и называется – Arachnophobia), а также страхом перед публичными выступлениями – Limelight. Последнее создает у пользователя ощущение, что он собирается читать лекцию или проводить презентацию перед толпой людей, настроение которых резко меняется. Также есть ряд VR-приложений, которые создаются конкретно под методику определенной клиники, и не выложены в общий доступ.

Для заказа напишите в Директ или позвоните по телефону +7 977 101 15 40 (WhatsApp по номеру +7