Наш блог

История виртуальной реальности - часть 1

Несмотря на то, что VR существует давно, изначально о ней знало сравнительно мало людей, и только недавно виртуальная реальность стала популяризироваться и вызывать коммерческий интерес.

Прародителем современных очков виртуальной реальности можно назвать стереоскоп, который создал в 1837 году Чарльз Уитстоун. Принцип его работы был прост: внутрь очков помещались два одинаковых плоских изображения под разными углами, в результате чего мозг воспринимал это как объемную картинку.

В 1956 году профессор Мортан Хейлиг представил аппарат под названием Sensorama, который стал первым в мире 3D-дисплеем. Он предназначался для просмотра видео. Любой желающий мог почувствовать водителем мотоцикла, катающегося по улицам города, или актером фильма.

В начале 1960-х гг. молодой студент Массачусетского технологического института (считай, наша «Бауманка») Айвен Сазерленд создал компьютерную программу Sketchpad. Благодаря ей с помощью специальной ручки можно было рисовать на экране компьютера. Не то чтобы мы сильно этому удивились в эпоху iPad, но в 1963 г. это было что-то за гранью понимания.

Однако этим Сазерланд не ограничился, и чуть позже создал устройство, которое иронично назвал «Sword of Damocles» или по-русски — «Дамоклов меч». Название вполне соответствовало действительности, так как это был довольно сложный и громоздкий комплект с очками, подвешенными к потолку. Когда пользователи подходили и смотрели внутрь, то видели объемный прозрачный куб, который то приближался, то отдалялся в зависимости от ваших движений – довольно круто для 1960-х, не находите?

В 1970-х годах исследователи ВВС США, которые работали над тренажерами для летчиков, начали разрабатывать специальные шлемы для обучения пилотов.
Каждый раз, когда мне говорят, что современные шлемы громоздкие, меня так и подмывает показать эту картинку!
Этот проект превратился в программу под названием Super Cockpit. Система состояла из шлема, костюма и перчаток, которая в 1980-х годах позволяла будущим летчикам видеть - и взаимодействовать - с трехмерным моделированием кабины пилота.

Тем временем ученые NASA создавали «Виртуальную рабочую станцию ​​NASA». Человек в гигантском белом шлеме VIVED (переводится как «Отображение виртуальной визуальной среды»), напоминавшем костюм штурмовика из «Звездных войн», мог мгновенно переместиться на поверхность Луны или далекой звезды, не вставая с дивана.

Первое устройство, позволяющее взаимодействовать с виртуальным миром, было представлено в 1984 году. Вот это уже что-то, отдаленно напоминающее современные устройства виртуальной реальности. Благодаря наличию специальных перчаток, выступающих в роли контроллера, игроки вдвоем могли полностью погрузиться в искусственный мир. Пользователи могли не только смотреть, но и перемещать, крутить и переворачивать объекты. Одна незадача: устройство стоило около 100 тыс. долл. США.

В 1992 году студенты Иллионийского университета представили прототип комнаты, стены которой служили экранами для проецировавшихся на них стереоизображений. Чтобы ощутить эффект присутствия в виртуальной реальности, нужно было надеть специальные очки со стереоскопом. Система включала контроллер для взаимодействия с VR-объектами и технологию отслеживания рук и головы пользователя.

На волне поднимавшегося интереса к виртуальной реальности Sega и Nintendo также попытались создать собственные VR-шлемы, однако их устройства потерпели крах, не пользовались широкой популярностью, и эти проекты довольно скоро были закрыты.

Тем не менее сама идея – надетый на голову дисплей, который погружает своего владельца в дивный новый мир – пробилась в популярную культуру.

Думаю, что все помнят боевик «Разрушитель», в котором недавно оттаявший после криогенного хранения Сильвестр Сталлоне удивляется, что женщина в 2032 году предлагает ему заняться сексом в шлеме виртуальной реальности.

И понеслась.


Фильм «Тринадцатый этаж»

Виртуальная реальность как основа для таинственных убийств. Чтобы найти преступника, приходится погружаться в иное измерение.


Телевизионный минисериал «Дикие пальмы»

«Виртуальная реальность» преобразует телепередачи в трехмерные голографические проекции и вот-вот поработит мир под руководством хитрого сенатора, меняющего ваши мысли.


Подростковое шоу с супергероями VR Troopers
По сути те же Power Rangers, но с виртуальной реальностью.

А потом… все затухло. VR исчез, став в памяти многих людей пережитком 1990-х годов. 1992 год, когда вышла Cave, в Интернете появилась первая фотография. К тому времени, когда в 1995 году появился Virtual Boy от Nintendo, онлайн-магазин под названием Amazon открыл свои онлайн-двери, и Microsoft выпустила первую версию своего веб-браузера.

Кого теперь волновали странно выглядящие очки, когда стало можно покупать вещи с помощью компьютера?

Виртуальная реальность ушла в военное и университетское «подполье», закопавшись в лабораториях, а обычные люди увлеклись интернетом, оставив виртуальную реальность тихо и мирно развиваться.

Прошло еще почти двадцать лет, прежде чем VR снова вернулась в общественное сознание.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...